Для начала немного теории. Как работают дворники? Выключателем стеклоочистителей, неважно, подрулевой он или на торпеде, включаются разные режимы. Обычно их два. Медленный и быстрый. Вроде, всё просто. Кроме одного. При выключении дворников они всегда возвращаются в начальное положение. Происходит это потому, что в моторчике есть свой выключатель, который, говоря упрощённо, разомкнут, когда дворники находятся в исходном положении и замкнут, когда дворники начали движение. А в положении «0» выключателя дворников замкнуты два или более контактов, в зависимости от типа выключателя, которые как раз и позволяют току течь через моторчик дворников когда выключатель на моторчике замкнут.
То есть, для того, чтобы приступить к внедрению прерывистого режима работы дворников в машину, в которой его нет, надо для начала понять, какие контакты выключателя стеклоочистителя замкнуты в разных положениях. То есть, составить его таблицу истинности. Можно вызвонить выключатель тестером в режиме прозвонки, можно найти таблицу истинности в интернете. Это уж кому как удобнее.
Я внедрял прерывистый режим в автомобиль РАФ-22038-02, в котором стоят подрулевые переключатели от автомобиля ВАЗ-2101.
Итак, составляем таблицу истинности.
Что мы здесь видим? В положении «0», что соответствует выключенному стеклоочистителю, замкнута одна группа контактов: 3 и 4. В положении «1». Что соответствует первой скорости работы стеклоочистителя, замкнуты две группы контактов: первая группа – контакты 1 и 4, вторая группа – контакты 5 и 6. В положении «2», что соответствует второй скорости, замкнута одна группа контактов: 2 и 5. Теперь давайте разберём, как работает прерывистый режим.
В прерывистом режиме работы стеклоочистителя вступает в дело так называемое реле дворников, которое правильнее назвать реле паузы. Эти реле бывают разными по конструкции и по алгоритму работы. Нам же нужно самое простое. Его работу мы и разберём.
Итак, реле паузы при включении подаёт напряжение на моторчик стеклоочистителя на несколько секунд, что позволяет дворникам начать движение. По истечении этих нескольких секунд реле отключает моторчик стеклоочистителя и дворники возвращаются назад благодаря тому, что на самом моторчике замкнут выключатель. Я об этом уже писал выше. Как мы можем применить это реле в нашем случае? Ведь схема дворников машины с прерывистым режимом отличается от схемы дворников машины без прерывистого режима. Но это не самое главное. Дело в том, что таблицы истинности выключателей отличается. Что делать?
Как реализовать самый простой прерывистый режим? Правильно, самому с необходимым интервалом включать и выключать дворники. А как это автоматизировать? Ведь неохота постоянно щёлкать выключателем. Тоже правильно. Возложить эту почётную обязанности на реле дворников. Что для этого надо сделать? Давайте снова обратимся к таблице истинности. Обратите внимание на разницу между режимами «0» и «1». Один и тот же контакт 4 замкнут на контакт 3 в режиме «0» и на контакт 1 в режиме «1». То есть, для того, чтобы сделать взмах дворниками надо переключить контакт 4 с контакта 3 на контакт 1. Нет ничего проще. Но есть одно но. Мы делаем не изменение схемы автомобиля, а вставку в схему. Поэтому использовать будем не одно, а два реле.
Для сборки нам понадобятся:
1. Реле дворников от автомобиля ГАЗ-31029 каталожный номер 931.3747 – 1 шт.
2. Пятиконтактное реле – 1шт.
3. Четырёхконтактное реле – 1 шт.
4. Выключатель двухпозиционный – 1шт.
5. Колодка шестиконтактного разъёма под клеммы «мама» 6,3мм - 1шт.
6. Колодка шестиконтактного разъёма под клеммы «папа» 6,3мм - 1шт.
7. Провода сечением не менее 1 кв.мм, клеммы 6,3мм «мама» и «папа», гофра, изолента в ассортименте.
И схема будет выглядеть следующим образом.
Разъёмы расположены вверху схемы справа и слева и не обозначены никак. Контакты пронумерованы в соответствии с легендой внизу схемы. Как мы видим, почтивсе контакты разъёма, подключенного к подрулевому переключателю подключены к соответствующим контактам разъёма, подключенного к моторчику дворников, кроме контакта 3, который подключен через реле KL1. Давайте разберёмся, как схема работает.
Когда выключатель SA1 выключен и прерывистый режим не активирован, схема является, по сути, перемычкой и никак не мешает штатному режиму работы дворников. Когда выключатель SA1 включен, задействуется реле дворников. При этом реле KL1 отключает контакт 3 подрулевого выключателя от мотора дворников, а реле KL2 замыкает контакт 3 подрулевого выключателя на контакт 1, что, благодаря тому, что в подрулевом выключателе контакты 3 и 4 замкнуты, приводит к началу движения дворников. Через несколько секунд, при пропадании напряжения на контакте 4 реле дворников реле KL2 перестаёт замыкать контакт 3 подрулевого выключателя на контакт 1, а реле KL1 замыкает контакт 3 подрулевого переключателя на контакт 3 разъёма моторчик дворников, что позволяет дворникам закончить взмах. Через некоторое время, заложенное в реле дворников, цикл повторяется и дворники делают очередной взмах.
Благодаря тому, что используется именно первая скорость стеклоочистителя и тому, что реле KL1 разрывает не цепь контакта 4, а цепь контакта 3, включённый режим прерывистой работы дворников никак не мешает работе первой или второй скорости штатным подрулевым переключателем. Другими словами, при включённом прерывистом режиме можно, не выключая его, включать дворники подрулевым выключателем. В этом случае дворники будут работать постоянно. Если выключить дворники подрулевым выключатеем при включенном прерывистом режиме работы, дворники вернутся к прерывистому режиму до выключения его выключателем SA1.
Ещё одна особенность схемы заложена в её конструкции. В случае, если эта схема перестала быть нужной, её можно отключить, просто разъединив разъёмы и подключив подрулевой выключатель к схеме автомобиля напрямую, минуя нашу схему.
В собранном виде схема выглядит следующим образом.
Устанавливается на автомобиль в любое удобное место. Главное, обеспечить надёжный контакт кольцевых клемм схемы с корпусом автомобиля. Собранная без ошибок схема работает сразу и в какой-либо настройке не нуждается.
В общем, пользуйтесь на здоровье. Если найдёте в схеме ошибки или неточности, обязательно скажите. Исправим.
Прерывистый режим работы дворников для автомобиля РАФ-22038-02 ⇐ РАФ 2203-22038. Электрооборудование. Очистители и омыватель стекла
Модератор: Шмель
-
Автор темыArtyemy
- Постоялец
- Всего сообщений: 312
- Зарегистрирован: 19.01.2021
- Авто: РАФ-2203-02
- Вод.стаж с: 2000
- Профессия: Столяр
- Откуда: Оболенск
- Возраст: 44
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение