Автобусы RAF 251/976История Рижской Автобусной Фабрики

Модератор: Шмель

Аватара пользователя
Автор темы
Александр R
Модератор
Всего сообщений: 933
Зарегистрирован: 18.12.2012
Авто: RAF 22038
Вод.стаж с: 1998
Профессия: эл.монтёр
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: г.Екатеринбург
Возраст: 44
 Автобусы RAF 251/976

Сообщение Александр R »

Изображение
Изображение
Фотогалерея
Автобусы RAF 251 976 - 1.jpg
Автобусы RAF 251 976 - 2.jpg
Автобусы RAF 251 976 - 3.jpg
Автобусы RAF 251 976 - 4.jpg
Автобусы RAF 251 976 - 5.jpg
Автобусы RAF 251 976 - 6.jpg
Автобусы RAF 251 976 - 7.jpg
Автобусы RAF 251 976 - 8.jpg
Автобусы RAF 251 976 - 20.jpg
Автобусы RAF 251 976 - 34.jpg
Автобусы RAF 251 976 - 9.jpg
Автобусы RAF 251 976 - 10.jpg
Автобусы RAF 251 976 - 11.jpg
Автобусы RAF 251 976 - 12.jpg
Автобусы RAF 251 976 - 14.jpeg
Автобусы RAF 251 976 - 15.jpg
Автобусы RAF 251 976 - 16.jpg
Автобусы RAF 251 976 - 19.jpg
Автобусы RAF 251 976 - 82-5-f.jpg
Автобусы RAF 251 976 - 21.jpeg
Автобусы RAF 251 976 - 17.jpg
Автобусы RAF 251 976 - 18.jpg
Автобусы RAF 251 976 - 674923197.jpg
История марки
В 1949 году на улице Тербатас был создан завод автомобильных кузовов. Этот год и считают годом основания Рижского авторемонтного завода № 2 (РАРЗ). Основан он был на базе мастерских Деицманиса и Потреки и предназначался для строительства и ремонта средних автобусов.
В 1953 году на предприятии начали ставить на шасси грузовиков ГАЗ-51 фанерные кузова и сидения, получая таким образом 16-местные автобусы РАФ-251. Это была первая продукция, несущая имя, ставшее впоследствии легендарным. Аббревиатура РАФ – это название предприятия Rigas autoremontu fabrika, преобразованное в Rigas autobusu fabrika.
До 1957 года завод выпустил около 250 автобусов.
Причем, были среди них и автобусы для латвийских колхозников,РАФ-251Т,в передней части которых было 14 мест для сидения, а всю остальную часть салона занимала площадка для 800 кг груза. Фактически это был прародитель будущей продукции РАФа – микроавтобусов.
Автобус РАФ-976, построенный на шасси грузовика ГАЗ-51А, выпускался с 1961 года на Рижском авторемонтном заводе. Модель представляла собой модернизированный вариант 28-местного РАФ-251. В основном РАФ-976 использовали для служебных перевозок во многих регионах СССР, хотя в Латвии эти автобусы встречались и на городских маршрутах.

По некоторым данным, для изготовления моделей использовалась импортная древесина, поэтому срок эксплуатации некоторых экземпляров достигал 30 лет. В 1967 году появилась модификация РАФ-976М, также построенная на шасси ГАЗ, но его кузов имел новый металлический каркас, этот вариант оказался еще более долговечным. Пассажировместимость РАФ-976М возросла до 30 человек.

Действительно, РАФ-251 больше не производили, просто стали выпускать его модернизированную версию РАФ-976 (с цифровым индексом в новом РАФовском диапазоне 975 - 999). Вместе со сменой названия немного изменился и внешний вид автобуса. Отверстия для доступа воздуха к радиатору спереди приобрели замысловатый рисунок и перестали прикрываться декоративными накладками. Подфарники стали круглой формы и устанавливались почти под лобовым стеклом.
Автобус РАФ-976. По сравнению с РАФ-251С изменилась только решетка радиатора, да подфарники стали круглые и устанавливались над фарами.
С 1961 года основное производство (к тому времени микроавтобусов) переехало на другую площадку на улицу Дунтес, а на старом месте, на улице Тербатас, осталось производство автобусов вагонной компоновки на шасси ГАЗ-51А. При этом, данная производственная площадка стала называться Рижский авторемонтный завод № 2 (РАРЗ №2).
Автобусы РАФ-251 и РАФ-976 получили распространение во многих регионах бывшего СССР, но массовым их выпуск не назовешь. Автобусы использовались в основном для служебных перевозок, хотя в Латвии встречались и на городских маршрутах. Грузопассажирский вариант РАФ-251Т идеально подходил для эксплуатации в сельской местности, а так же использовался как грузовое такси или ремонтный фургон для дорожных бригад. Отдельные экземпляры автобусов РАФ-251 и РАФ-976 оказались очень долговечными и оставались в эксплуатации вплоть до конца 1980-х годов. Около 30(!) лет эксплуатации. Поговаривают, что это не случайно, так как для изготовления каркаса этих автобусов использовалась специально импортируемая из-за границы древесина. Проверить, так ли было на самом деле, теперь уже достаточно сложно, но факт долговечности, как говорится, на лицо.
Автобус РАФ-251С при капитальном ремонте очень часто менял свою внешность до РАФ-975. Прошлое этого экземпляра выдают прямоугольный подфарники, которые были только у РАФ-251.
Но самое интересное, что история малых автобусов РАФ на этом не закончилась. В январе 1967 года на улицах Риги начал проходить испытания новый светло-кремовый автобус РАФ-976М. Этот автобус по-прежнему базировался на шасси грузовика ГАЗ-51, но его кузов с совершенно новым современным дизайном имел металлический каркас из труб прямоугольного сечения. Новый симпатичный кузов РАФ-976М получился намного долговечнее, технологичнее и дешевле, чем у устаревших «деревянных» предшественников. Пассажировместимость РАФ-976М возросла до 30 человек. Столь радикально модернизированный автобус - это совместное детище Специального конструкторского бюро (СКНИБ) Министерства автомобильного транспорта Латвии, авторемонтного завода РАРЗ и работников авторемонтной колонны 2854.
Цельнометаллический автобус РАФ-976М ласково называли «Аквариумом».
Над созданием нового автобуса потрудились конструкторы И. Нотариус, Л. Елевскис, работники авторемонтного предприятия А. Лиепа, А. Эглитыс и другие. Для производства РАФ-976М на территории авторемонтной колонны был построен новый кузовной цех, где могли не только изготовлять автобусы с металлическим каркасом кузова, но и впоследствии их капитально ремонтировать. После испытаний опытного образца автобусу немного изменили внешний вид - на окнах появились форточки, а над лобовым стеклом небольшой козырек, изменился передний бампер и облицовка радиатора. Их запустили в производство. Только производство РАФ-976М не носило массового характера, и за пределами Латвии он практически не известен.
В настоящее время известно о нескольких сохранившихся автобусах РАФ-251/976. Два из них находятся в сельскохозяйственном музее бывшего латышского колхоза «Узвара» (Победа).Один экземпляр находится в музее Мосгортранса, у Андриса Дамбиса в запасниках есть хорошо сохранившиеся экземпляры ожидающие реставрации.
Сохранившийся и хорошо отреставрированный автобус РАФ-976 заботливо сохраняется в сельскохозяйственном музее колхоза «Узвара».
Один из автобусов был передан рижскому мотор-музею еще в 1980-х годах из небольшого латвийского городка Валмиера. Несмотря на то, что он был в рабочем состоянии, внешний вид его был ужасающим. Поэтому в начале 1990-х РАФ-976 был отремонтирован на Цесисском авторемонтном заводе, который в свое время специализировался на ремонте ГАЗ-51, и передан в сельскохозяйственный музей, так как площади мотор-музея не позволяли его экспонировать. Второй автобус нашли совсем недавно, в 2004 году. Его состояние тоже оставляет желать лучшего, хотя и этот автобус всю свою жизнь был «на ходу». Теперь его ждет реставрация.
Автобусы RAF 251 976 - 13.jpg
Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Александр R
Модератор
Всего сообщений: 933
Зарегистрирован: 18.12.2012
Авто: RAF 22038
Вод.стаж с: 1998
Профессия: эл.монтёр
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: г.Екатеринбург
Возраст: 44
 Re: Автобусы RAF 251/976

Сообщение Александр R »

В копилку истории
Автобусы RAF 251 976 - soviet_latvia35big.jpg
Автобусы RAF 251 976 - 0_c0b0e_67a64359_orig.jpg
Кирилл
Модератор
Всего сообщений: 1659
Зарегистрирован: 19.08.2013
Авто: РАФ Таурас 92г.в. и ЗИМ 1955г.в.Мотороллер Электрон 1977 г.в. Ну и докатка повседневного пользования.
Вод.стаж с: 1990
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Пушкино
Возраст: 57
 Re: Автобусы RAF 251/976

Сообщение Кирилл »

Саша а ни как не связаны РАФ и ПАЗ?
Стремлюсь к 100% оригиналу!
Аватара пользователя
Шмель
Администрация форума
Всего сообщений: 1677
Зарегистрирован: 08.09.2011
Авто: РАФ-2203-01, ВАЗ-21011, Lada Granta Liftback, Lada Niva, Ока
Профессия: анестезиолог
Откуда: Зеленоград
Возраст: 49
 Re: Автобусы RAF 251/976

Сообщение Шмель »

РАФ и ПАЗ параллельно делали автобус из ГАЗ-51
Leave Volvo. Go to the wild nature. Make love in Niva.
Аватара пользователя
Автор темы
Александр R
Модератор
Всего сообщений: 933
Зарегистрирован: 18.12.2012
Авто: RAF 22038
Вод.стаж с: 1998
Профессия: эл.монтёр
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: г.Екатеринбург
Возраст: 44
 Re: Автобусы RAF 251/976

Сообщение Александр R »

Вот прародитель обоих марок так сказать. А известен он был под маркой ГЗА 651.
Автобусы RAF 251 976 - 651.jpg
Отправлено спустя 2 часа 9 минут 18 секунд:
Раф 975
Автобусы RAF 251 976 - 5u4n-TGEEUI.jpg
Автобусы RAF 251 976 - y5m_ZXN6U-8.jpg
Автобусы RAF 251 976 - SR2p-9eGKFE.jpg
источник https://vk.com/riga_bus_factory
Аватара пользователя
собаковод
Опытный
Опытный
Всего сообщений: 971
Зарегистрирован: 18.10.2014
Авто: альфа-ромео 2009, 1971
Вод.стаж с: 1991
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: химки
Возраст: 52
 Re: Автобусы RAF 251/976

Сообщение собаковод »

Раф 251с. Купил человек на соседнем форуме.
Автобусы RAF 251 976 - IMG_0922.JPG
Аватара пользователя
Тигра
Мастер
Мастер
Всего сообщений: 2800
Зарегистрирован: 31.08.2015
Авто: РАФ 3311-01
Вод.стаж с: 2005
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Москва
Возраст: 37
 Re: Автобусы RAF 251/976

Сообщение Тигра »

собаковод, бросишь ссылку?
Аватара пользователя
собаковод
Опытный
Опытный
Всего сообщений: 971
Зарегистрирован: 18.10.2014
Авто: альфа-ромео 2009, 1971
Вод.стаж с: 1991
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: химки
Возраст: 52
 Re: Автобусы RAF 251/976

Сообщение собаковод »

Тигра: собаковод, бросишь ссылку?
http://www.retro-magic.ru/forum/index.p ... 7.560.html если не пустит, то там тема автобусы, купил parnikel из Белоруссии,подпись как у меня, у него икарус есть, как я понял не восстановленный, форум там тяжелый, все умничают, я только читаю уже.
Аватара пользователя
Тигра
Мастер
Мастер
Всего сообщений: 2800
Зарегистрирован: 31.08.2015
Авто: РАФ 3311-01
Вод.стаж с: 2005
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Москва
Возраст: 37
 Re: Автобусы RAF 251/976

Сообщение Тигра »

собаковод, спасибо, почитаю на досуге
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «История Рижской Автобусной Фабрики»