Рихтовка / восстановление рессор ИЖ 412Классические автомобили ИЖ

Аватара пользователя
Автор темы
Andrews6666
Опытный
Опытный
Всего сообщений: 911
Зарегистрирован: 23.02.2014
Авто: ИЖ 412
Профессия: Железнодорожник
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Юрьев-Польский
Возраст: 36
 Рихтовка / восстановление рессор ИЖ 412

Сообщение Andrews6666 »

У меня давно было желание что-то сделать с рессорами своего ИЖа. Потому что при посадке на заднее сиденье 2-х пассажиров корма неприлично опускалась. Искал я искал информацию, кто-то добавляет листы в пакет рессор, кто-то вставляет пружины. Кто-то просто покупает новые рессоры в магазине. Но что-то сомневался я в этих методах и продолжал искать. И почти случайно наткнулся на страницу одного владельца Москвича 2140 "Мессер" на Drive2.ru. Вот она - https://www.drive2.ru/l/3442329/. И там автор изложил всю суть процесса, как мне кажется, предельно подробно и понятно. Я решил восстановить рессоры своего ИЖа таким же образом. В основном всё делал как описывает автор, но с небольшими отступлениями, о которых расскажу ниже. С разрешения автора той страницы - Романа Полина, я опишу его метод здесь. Буду использовать текст и фото автора. Мои личные дополнения будут выделены цветом.

Путешествуя по обширным просторам Сообщества, я неоднократно встречался с проблемой мешающей уважаемым Москвичеводам нормально эксплуатировать своих любимцев! Речь идёт о "просевших" рессорах и способах решения этого важного вопроса. Многие пытаются поднять "корму", устанавливая дополнительные листы в рессоры, или пружины. Отчасти эффект есть, но какой ценой?! Наши "уставшие" кузова, рвёт по живому! У всех на слуху истории о провалившихся в салон рессорах, оборванных "ушах" и даже лопнувших лонжеронах! Сам я, никогда не ставил, ни листов, ни пружин и считаю это абсолютно неперспективным! Мой путь-это возврат работоспособности штатных рессор, методом "холодной" ковки (в народе-"бухтовка").

Две рессоры, стояли на Мессере, попа лежала на полу.
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - две рессоры, стояли на Мессере, попа лежала на полу….jpg
Берём одного пациента, ставим на ровную поверхность и замеряем расстояние от пола до края рессоры.
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - замеряем расстояние от пола до края рессоры….jpg
В нашем случае (линейка "отсвечивает") это 200 мм. Меряем по центру монтажного болта! Все размеры записываем на бумагу! теперь, снимаем "хомуты". Работаем без зверства. Их достаточно чуть ослабить, скатить к краям и они легко снимаются.
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - работаем без зверства…их достаточно чуть ослабить, скатить к краям и они легко снимаются….jpg
Теперь можно разбирать! Но сначала сжимаем пациента струбциной (чтобы не стрельнул) и спокойно раскручиваем монтажный болт.
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - сжимаем пациента струбциной (штобы не стрельнул) и спокойно раскручиваем монтажный болт….jpg
Дело сделано! Ослабляем струбцину. Больной в нашей власти. И мы ему поможем!
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - больной в нашей власти…(и мы ему поможем!).jpg
Снова снимаем мерку, освобождённый коренной лист имеет 140,3 мм.
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - освобождённый коренной лист имеет-140,3мм.jpg
ВАЖНО! После разборки, не "попутать" листы-краями! Чтобы при сборке не плясать танцы с бубнами метим керном каждый лист с одной стороны!
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - метим керном каждый лист с одной стороны!.jpg
Металл, очень крепкий (что хорошо) обычный дюбель не справляется, поэтому я пользуюсь развёрткой. Сейчас нам понадобится спец-инструмент. Молоток с бронированной головой. В боёк, закатан шарик от подшипника. Без этого аппарата, делов не будет!
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - с бронированной головой….jpg
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - в боёк, закатан шарик от подшипника…без этого аппарата, делов не будет!.jpg
Так-же, настоятельно советую использовать в предстоящем веселье беруши. Имхо музычка будет ещё та-а-а…
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - бируши…имхо музычка будет ещё та-а-а….jpg
Отправлено спустя 13 минут 49 секунд:
И принялся я искать шарик от большого подшипника, чтобы вставить его в молоток. Помогли друзья, подогнали даже несколько шариков подходящего размера. Далее я пошёл в магазин, купил самый дешёвый молоток весом 800 грамм. И пошёл с молотком и шариком на работу, там у нас имеется мощный сверлильный станок. А молоток то не сверлится ни в какую! Я по наивности думал, если купить самый дешёвый молоток то он будет не очень качественный и его удастся просверлить чтобы вставить шарик. Но нет. На молотке была наклейка с надписью что он кованный. Я решил пойти другим путём. Плоскую часть молотка, противоположную основному бойку, обрезал болгаркой на конус.
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - IMG_1007.JPG
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - IMG_1008.JPG
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - IMG_1010.JPG
Получившийся острый кончик немного сточил и закруглил края, чтобы немного было похоже на край шарика. Надо сказать за всё время работы по рессорам этот кончик ни сколько не заплющился. И этот молоток даже с ручки не слетел, лишь чуть сдвинулся и всё.

Отправлено спустя 15 минут 38 секунд:
Готовим поле битвы! Вытаскиваю на улицу тополёвый пенёк (он живёт у меня в гараже), ставлю на него тисы (я так-то сильный и давно их сломал…теперь не жалко…), рядом стулку и "солиста", тащим на операционный стол коренной лист и-и наносим на тело больного тайные знаки (с помощью спичечного коробка и мела) Коробок-50мм. (под рукой не оказалось), размечаем сектора "обстрела" По монтажной дырке-не колотим! (и вообще…без фанатизьму!) "Прививки"(от усталости), начинаем ставить от центра к краям. По 5-ть штук на сектор, размеренными-спокойными (не со всей дури!) ударами. К концу экзекуции, все соседи песню "Вечерний звон…"полюбят всей душой (ну…или кузнеца зах…рят…) а что делать?!
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - наносим на тело больного тайные знаки…(с помощью спичечного коробка и мела…).jpg
Расстояние между разведёнными губками тисков, равно размеру секторов - 50 мм. Бить надо по сектору который лежит между губок.
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - 55f815as-240.jpg
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - 55f815as-240.jpg (6.43 КБ) 17032 просмотра
Тисков у меня не было, по этому я нашёл другое решение.
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - IMG_1012.JPG
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - IMG_1011.JPG
Тут можно приспособить много чего, 2 любые толстые железки с ровными краями прикручиваем длинными большими (200 мм) саморезами к пню. Маленькими саморезами прикручивать не советую, от ударов и вибрации отлетают шляпки.

Отправлено спустя 18 минут 56 секунд:
Первый слой прививок поставлен. По времени 5-7 мин.
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - первый слой прививок поставлен…по времени 5-7мин..jpg
После каждого прохода "молотилки", замеряем возрастающий уровень иммунитета нашего симулянта. Да чтож такое (опять не видно) короче было-140,3мм. Стало-180,6мм.
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - да штош такое…(опять не видно…)короче было-140,3мм. стало-180,6мм..jpg
Это не линейка, а какое-то зеркало. После второго прохода, крутизна стала 230мм.
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - это не линейка, а какое-то зеркало…после второго прохода, крутизна стала-230мм..jpg
ИНСТРУКЦИЯ: между коренным листом и листом-2, зазор (по центру) составляет 35мм. Поскольку каждый последующий лист короче предыдущего и нам надо "ловить" точные зазоры. Меняем стиль нанесения "прививок!" А именно! бьём не по 5-ть (в сектор), а по одному разу, ровно по всей длине, примерно через 1см (разумеется от центра к краям) Этот стиль сохраняется до конца процесса!

Продолжаем разговор. "Оттягиваем" до состояния булата лист N-2. Откован, зазор недостаточен. Продолжаем!
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - ОТКОВАН-зазор-недостаточен…продолжаем!.jpg
А вот теперь чик! Зазор 35мм. Для достижения результата, понадобилось 5-ть сеансов ударной терапии.
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - а вот теперь-чик! зазор-35мм. для достижения результата, понадобилось 5-ть сеансов ударной терапии….jpg
ИНСТРУКЦИЯ: ВАЖНО, чтобы все листы, "отковывались" равномерно, поэтому каждый (кроме коренного), сверяем с предыдущим, путём
сжатия по центру. Должен ровно прилегать по всему эллипсу!
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - сжатия по центру…должен ровно прилегать по всему эллипсу!.jpg
Лист 3-й. Схема та-же! "Татуировка" добросовестно наносится, трудимся на совесть!
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - бъём! боятся некого!.jpg
Зазор между 2-м и 3-м листами 25мм. Не забываем проверять плотность прилегания! 6-ть "пробежек!" дают искомый результат.
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - наглядно…что делает терпенье и труд!.jpg
4-тый лист готов! Зазор 15ть мм.
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - 4-тый лист готов! зазор-15ть мм..jpg
Лист 5-ый! Зазор-5мм.
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - лист 5-ый! зазор-5мм..jpg
Отправлено спустя 23 минуты 47 секунд:
Последний - 6-ой листик, проковываем плотно (без зазора) по предыдущему!
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - есть контакт!.jpg
Первый, коренной лист пришёл к нужным размерам за 1 проход и относительно слабыми ударами. Каждый последующий лист "ковался" всё труднее и труднее. И силушки побольше надо, и проходов больше делать, и строптивая рессора награждает руку восхитительной отдачей. По этому поводу совет из моего опыта. Наматывание тонны тряпок даёт слабый эффект. Лучше взять кусок губки от старого сиденья, вырезать "кирпичик" размерами примерно 150х200х100 мм. И в торце сделать ножом сквозную прорезь, нанизать этот кирпичик на рессору и через него держать. Ещё я заметил что если держать лист не за край, а ближе к месту удара, на сколько это возможно, отдачи меньше.

Самое время, вернуть на место монтажный болт. Длинная (м-8) шпилька и мастерская струбцина (шпилька для центровки)
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - длинная (м-8) шпилька и мастерская струбцина…(шпилька для центровки…).jpg
Монтажный болт на месте! Вот такая разница между "городом" и "деревней".
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - монтажный болт на месте!(КРУТОЙ мачо! и пока дохленький брат…).jpg
Хомуты.
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - ХОМУТЫ….jpg
Пациент вырос до 295-ти мм.
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - пациент вырос до 295-ти мм..jpg
Пока больной 200мм. Уже здоровый - 295мм.
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - пока- больной-200мм. уже- здоровый-295мм..jpg
Да! Результат налицо! И результат отличный! Осталось пустяк, схватить и установить на место! А "крутизна-то" и-и-и… не встанет! Именно потому что "крутая", невозможно растянуть от "ушей" до стремянок! Для решения проблемы, достаём с полки простое в изготовлении приспособление.

Краткое описание конструкции: 2-а 40-х уголка, длинна - 1215мм. "Схвачены" сваркой (по краям) проставками по 15мм. Отвестия 15 - 16мм. Расстояния между дырками (по центрам) - 1130мм.; 2-ве "стремянки" (длинные) прут - 14-тый, общая длинна - 335мм. Из них резьбы - 160мм м14. Расстояние между резьбами - 50мм.; 2-а "петушка", между резьбами - 50мм. Общая длинна - 85мм. Из них резьбы - 50мм остальное перемычка - сталь 5мм. Шайбы пластинчатые сталь-5мм.
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - наборчик железяк, позволяющий забодать (теперь непокорного) задирателя кормы Мессера….jpg
Описание применения. Берём "крутого", ставим в тисы
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - ставим в тисы….jpg
"Обвязываем" приспособой
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - ну…видно хорошо….jpg
Отправлено спустя 27 минут 22 секунды:
10-15 мин упражнений "кручу-верчу" и свеженький "задиратель" распрямляет свой гибкий стан
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - распрямляет свой гибкий стан…(а нам того и надо!).jpg
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - ничего-о-о… и тебя-а-а…вылечим.jpg
Рессору в обвязанном состоянии ставим на автомобиль, и после того как весь крепёж установлен снимаем приспособу.

У меня такого приспособления конечно не было, и сварки нет чтобы его сделать. Я прибегнул к менее технологичному способу, но тем не менее он сработал. Готовую собранную рессору закрепил в проушине крепления, в той которая ближе к переду автомобиля. Приподнял рессору до касания её второй проушиной лонжерона под полом багажника. Под низ рессоры, в районе монтажного центрального болта, подставил ромбический домкрат. И стал потихоньку подымать, рессора распрямлялась и свободная проушина ползла по лонжерону на встречу "серьге".
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - Безымянный.jpg
Когда доползла достаточно близко просто вставил серьгу, закрутил её крепление и опустил домкрат.

Отправлено спустя 12 минут 6 секунд:
А теперь немного советов и рекомендаций. Коренной лист я "отбил" на 230мм. Забудьте об этом! (бил для своих целей) Точные размеры такие: коренной 180-200 мм. остальные размеры в силе: 35-25-15-5 мм. И последний (коротенький) листик-плотно!

Я отбил коренной лист на 230 мм, как и автор. Потому что частенько езжу с пассажирами сзади и грузом в багажнике.

ВАЖНО! Края рессор (где отверстия под прокладки не "колотим!"), когда будет готова вторая рессора выяснится, что одна из двух, будет обязательно "выше!" Это нормально! (рука кузнеца не "автомат") "Высокую" ставим на сторону водителя! (всё будет норм.) После установки рессор на авто, не пытайтесь "одеть" аморты. Не получится! Подвяжите их верёвочкой и тихонько прокатитесь вокруг гаражей, на первой-же кочке корма "сядет"

Я сделал так, нагрузил в багажник кирпичей штук 40, и попрыгал на фаркопе, корма села. Задние проушины рессор "отлипли" от лонжеронов и приняли более естественное положение. Кирпичи сразу же выгрузил, с ними не ездил.

Вы увидите, что аморты вытянуты и одеваются впритык. Что делать? Никаких мешков с песком в багажник не ложим! Сразу берём 50-тый уголок, режем 4-ре кусочка (ориентир верхние уши амортизаторов) Берём (сваркой) кусочки в "квадрат" и готовим проставки (между ушами и кузовом) Всё! Наслаждаемся видом на дорогу (а не разглядываем задраный капот) И последняя просьба. Ребята! Каждый добавочный лист - страшная сила! И ей надо куда-то "играть", кузов москвича-крепкий, но всему есть предел - ПОРВЁТ! (вопрос времени) А дополнительная пружина (на задний мост), это всё равно, что гнуть палку через колено, две точки крепления рессоры + посерёдке пружина. Ну и куда мосту деваться?!
Всем спасибо за внимание, Удачи!

Отправлено спустя 6 минут 51 секунду:
И вот фото моей машины до восстановления рессор
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - ИЖ %282%29.jpg
И после
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - IMG_1013.JPG
Ракурс немного не тот, но думаю разница заметна.

В таком положении серьги рессор на пустой машине
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - IMG_1018.JPG
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - IMG_1019.JPG
Хоть выше описан метод восстановления рессор для Москвича, думаю общий принцип подойдёт и для других автомобилей с рессорной подвеской.
"...движенье стало смыслом жизни, что дальше будет всё равно..."
Реклама
Аватара пользователя
Александр Петрович
Постоялец
Постоялец
Всего сообщений: 189
Зарегистрирован: 21.08.2015
Авто: Barkas B1000 KB, Ford Expedition 5.4 2000 г.в., мокик Карпаты V50 1986 г.в., IFA Simson Schwalbe
Вод.стаж с: 2002
Профессия: авто/мото реставрация
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Москва
Возраст: 40
 Re: Рихтовка / восстановление рессор ИЖ 412

Сообщение Александр Петрович »

Интересная технология, спасибо, возьму на вооружение.
Да осилит путь идущий... Да обгонит его едущий...
олд джек
Постоялец
Постоялец
Всего сообщений: 238
Зарегистрирован: 20.06.2015
Авто: РАФ 977ИМ реплика, ГАЗ м1, Газ 11-73, ГАЗ М20, Москвич 426, Додж
Вод.стаж с: 1984
Профессия: автомеханик
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Москва
Возраст: 58
 Re: Рихтовка / восстановление рессор ИЖ 412

Сообщение олд джек »

жаль, что проковки хватает от силы на 5-7 тыщ камэ. Потом снова все возвращается на круги своя. Или лопается коренной(((
Такую технологию пытались применять на ремзаводах в 70-80 годы, но потом отказались. Без хорошей дробеструйки мало эффекта.
Аватара пользователя
Александр Петрович
Постоялец
Постоялец
Всего сообщений: 189
Зарегистрирован: 21.08.2015
Авто: Barkas B1000 KB, Ford Expedition 5.4 2000 г.в., мокик Карпаты V50 1986 г.в., IFA Simson Schwalbe
Вод.стаж с: 2002
Профессия: авто/мото реставрация
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Москва
Возраст: 40
 Re: Рихтовка / восстановление рессор ИЖ 412

Сообщение Александр Петрович »

олд джек: жаль, что проковки хватает от силы на 5-7 тыщ камэ. Потом снова все возвращается на круги своя.
У любого материала есть память и усталость. Возможно надо прибегнуть к термо обработке после рихтовки?

А чем дробеструйка может помочь в этом вопросе?
Да осилит путь идущий... Да обгонит его едущий...
Аватара пользователя
Автор темы
Andrews6666
Опытный
Опытный
Всего сообщений: 911
Зарегистрирован: 23.02.2014
Авто: ИЖ 412
Профессия: Железнодорожник
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Юрьев-Польский
Возраст: 36
 Re: Рихтовка / восстановление рессор ИЖ 412

Сообщение Andrews6666 »

олд джек: жаль, что проковки хватает от силы на 5-7 тыщ камэ
Не буду спорить, может и так. Буду ездить и проверять. И периодически отписывать здесь. Посмотрим на сколько хватит.
"...движенье стало смыслом жизни, что дальше будет всё равно..."
олд джек
Постоялец
Постоялец
Всего сообщений: 238
Зарегистрирован: 20.06.2015
Авто: РАФ 977ИМ реплика, ГАЗ м1, Газ 11-73, ГАЗ М20, Москвич 426, Додж
Вод.стаж с: 1984
Профессия: автомеханик
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Москва
Возраст: 58
 Re: Рихтовка / восстановление рессор ИЖ 412

Сообщение олд джек »

Александр Петрович:
олд джек: жаль, что проковки хватает от силы на 5-7 тыщ камэ. Потом снова все возвращается на круги своя.
У любого материала есть память и усталость. Возможно надо прибегнуть к термо обработке после рихтовки?
просто термобработка скорее отпустит металл, чем поможет
А чем дробеструйка может помочь в этом вопросе?
Дробеструйка как бы уплотняет металл, этот способ также применялся при изготовлении победовских рессор - первые были слишком "сырые" и быстро проседали.
ратибор
Постоялец
Постоялец
Всего сообщений: 468
Зарегистрирован: 27.01.2013
Авто: В1000 бортовой; В1000-1 SMH-3; Москвичи и Окушки
Вод.стаж с: 1995
Профессия: механик
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Нижний Новгород
Возраст: 47
 Re: Рихтовка / восстановление рессор ИЖ 412

Сообщение ратибор »

Andrews6666, спасибо за дополнения.
Статью Мессера давно взял на заметку, но до практики пока не дошел. Может весной займусь, и пусть "соседи взвоют от счастья" :D
Аватара пользователя
Автор темы
Andrews6666
Опытный
Опытный
Всего сообщений: 911
Зарегистрирован: 23.02.2014
Авто: ИЖ 412
Профессия: Железнодорожник
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Юрьев-Польский
Возраст: 36
 Re: Рихтовка / восстановление рессор ИЖ 412

Сообщение Andrews6666 »

С момента рихтовки рессор проехал около 1000 километров. Ездил и с пассажирами и с грузом и без нагрузки. Вот фото стремянок на пустой машине на данный момент.
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - IMG_1086.JPG
Рихтовка восстановление рессор ИЖ 412 - IMG_1087.JPG
Если сравнить с фото стремянок сразу после рихтовки, заметно что сейчас рессоры немного просели. Стремянки приняли положение более близкое к вертикальному. Чтож, посмотрим что будет дальше :)
"...движенье стало смыслом жизни, что дальше будет всё равно..."
Аватара пользователя
mouseTPAKTOPuCT
Опытный
Опытный
Всего сообщений: 848
Зарегистрирован: 18.01.2016
Авто: АЗЛК Москвич 408 Э 1968 г.в., ИЖ 21251 1993 г.в., Barkas b1000 1985 г.в.
Вод.стаж с: 2007
Профессия: IT
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Ярославль
Возраст: 38
 Re: Рихтовка / восстановление рессор ИЖ 412

Сообщение mouseTPAKTOPuCT »

всё круто:) дедовский способ:) только называется не рихтовка, а бухтовка:)
Моторы всегда отвечают взаимностью тем, кто их любит, в отличии от большинства реальных женских сердец.
Аватара пользователя
Автор темы
Andrews6666
Опытный
Опытный
Всего сообщений: 911
Зарегистрирован: 23.02.2014
Авто: ИЖ 412
Профессия: Железнодорожник
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Юрьев-Польский
Возраст: 36
 Re: Рихтовка / восстановление рессор ИЖ 412

Сообщение Andrews6666 »

mouseTPAKTOPuCT: только называется не рихтовка, а бухтовка:)
Наверное название зависит от местности. В моей местности бывалые дядьки водители этот процесс называют рихтовкой :D
"...движенье стало смыслом жизни, что дальше будет всё равно..."
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Классические автомобили ИЖ»