
сегодня температура +3, но лед в баклажках стоял не растаяв, проверил помпу(вентилятор), крутится, по техоньку прогрел двигатель (переодически заводя), довел температуру до 60 (на холостых больше не поднялась) долждался полного прогрева радиатора, помолотил еще пол часика. слил старый антифриз*, залил новый, прогрел повторно.
все цело, даже радиатор, и печка в салоне (вначале думал потек, но все цело, видать пролил мимо) эмульсии в картере нет.
доп. данные:
до этого при -8 помпа уже начала крутится(при -10) стояла мертво
почему не прогрел сразу вопреки советам:
советы я принял во внимание, но руководствовался разными источниками информации собирая всю картину вместе
поГуглив по льду:
1.лед моментально расширяется увеличивая плотность на 9% при -4, но по достижении - 18 уменьшается в обьеме таким образом кретическая ситуация именно в момент полного замерзания (научно установленный факт)
2.разморозить стеклянную бутылку очень сложно, аналогия с двигателем на стадии возможного "лопания" когда он уже полностью замерз, оставался только вариант - теплый бокс которого небыло.
3.при повышенном давлении(в том числе при закупорке) полное замерзание воды(в лед) ниже -4 и может достигать внушительных отрицательных температур(научно установленный факт) при расширении льда создается определенное давление, но незамерзшая вода в высоком давлении при хоть каких либо детонациях моментально преабразуется в лед(научно установленный факт)
=============================
взяв во внимание все за и против в уже замерзшем при -10 двигателе на протяжении около суток, я сделал выбор - дождаться естественного оттаивания.
все обошлось, возможно случайно, все написанное не руководство к действию, а лишь тема для размышления.
не факт что я поступил привильно, но слава богу все обошлось

каждому свойственно ошибаться сказал ежик слезая с кактуса

P/S повторюсь - не руководство к действию, много НО, в том числе: помпа при -8 закрутилась, сталобыть процент оставшегося антифриза был.