Более ранний вариант: И более поздний: Краткое описание мотоцикла из журнала "Техника Молодежи":
Отсюда: http://blefru.narod.ru/tank/m72/m721.htmМотоцикл с оппозитным двигателем внутреннего сгорания впервые создали в Германии, на "Баварских моторных заводах" (БМВ) в 1923 году. Спустя год на Берлинской мотоциклетной выставке фирма представила мотоцикл с таким двигателем рабочим объемом 1000 см. кубических и карданной передачей на заднее колесо. В следующем году, на 1-м Всесоюзном испытательном мотопробеге, две подобные машины с 500-кубовыми моторами были признаны лучшими по проходимости, а еще через четыре года "фирменный" гонщик БМВ на аналогичном мотоцикле установил мировой рекорд скорости, развив 216,75 км/ч.
Что касается карданной передачи, то наш выдающийся мотоциклостроитель П. В. Можаров применил ее на ИЖ-1, ИЖ-2 и ИЖ-4. А вот оппозитный двигатель как-то не попал в сферу интересов советских инженеров. По-видимому, одной из причин того были досадные пришествия на всесоюзных мотопробегах, когда водители БМВ без колясок не удерживались на мокрых грунтовых дорогах, машины падали, после чего моторы нередко выходили из строя.
Но вскоре специалисты БМВ, сделав правильные выводы, стали выпускать машины с боковыми прицепами - колясками.
Так получилось, что в разгар проектирования очередной модели на БМВ приехал в ознакомительную командировку П. В. Можаров, успевший к тому времени сделать знаменитый ИЖ-1 с коляской. Попав в группу, где вычерчивались общие виды нового мотоцикла Р-16, он внес несколько предложений, касающихся компоновки, и показал немцам схему рамы своей коляски, ее кузов и подвеску на двух полуэллиптических рессорах. Дирекция фирмы воспользовалась его советами и подарила ему новенький Р-16.
В 1935 году на авиамоторные заводы БМВ прибыл на стажировку выпускник академии ВВС РККА Н. П. Сердюков. На фирме он прошел путь от младшего мастера участка до мастера цеха поршневых авиадвигателей, досконально изучил процесс создания техники, ознакомился с передовой технологией и в 1940 году с отличной профессиональной аттестацией вернулся на Родину.
В то время уже во всю шла вторая мировая война. Для командования Красной Армии не было секретом, что в вермахте широко применяются мотоциклы разных марок, в том числе БМВ Р-71, прототипом которого был Р-16. Подобных машин у нас не было.
И вот в начале 1940 года было созвано военных и гражданских специалистов по мотоциклам и представителей заводов. От них военные потребовали немедленно освоить массовое производство Р-71, а возглавить это поручили Н. П. Сердюкову.
В Германии срочно купили несколько Р-71. Два передали Московскому мотоциклетному заводу (ММЗ), созданному на базе велосипедного, один сохранили как базовый образец, третий разобрали по винтикам. Исследовали химический состав материала каждой детали, изучили глубину и характер обработки поверхностей, чистоту и точность изготовления. Оказалось, что многие части немецкого мотоцикла выполнены по второму классу точности, но больше всего наших конструкторов поразили трубы, из которых были собраны рама машины и коляски. Их сечение изменялось по длине от эллиптического до круглого, разной была и толщина стенок. Понятно, изготавливать такое трубы было очень сложно, зато они хорошо выдерживали нагрузки. Поразмыслив, наши специалисты решили все делать как у оригинала, за исключением электрической схемы.
Затем на базе московского опытного завода "Искра" создали специализированное конструкторское бюро по тяжелому мотоциклостроению, его руководителем назначили опять же Н. П. Сердюкова. Предусматривалась широкая кооперация предприятий, которым предстояло заниматься новыми мотоциклами (они получили марку М-72). В частности, в конструкторском бюро ЗИСа разрабатывали документацию на двигатель, для массового выпуска которого создали специальный цех. Документацию на коробку передач составили инженеры автомобильного завода имени Коммунистического интернационала молодежи (КИМ, ныне АЗЛК). Выпуск карданов и прицепов поручил ГАЗу, фары заказали предприятию в Киржаче, электрооборудование должен был поставлять завод АТЭ-1. Кроме того, было задействовано еще несколько предприятий в разных городах страны.
Ранней весной 1941 года опытные образцы М-72 показали командованию Красной Армии. "Колонной из трех мотоциклов (два М-72 и БМВ Р-71) мы проехали во двор Кремля, - вспоминает бывший испытатель ММЗ Б. В. Зефиров. - БМВ оставили в стороне. По команде завели машины и на приличной скорости стали кружить вокруг царь-колокола. По команде остановились, заглушили моторы. Слышу разговор военных в папахах: "Ну, что? Будем принимать!"
После начала Великой Отечественной войны работы по развертыванию производства М-72 пошли интенсивнее. В августе ММЗ сдал армии первые серийные мотоциклы (готовились к их выпуску и на харьковком заводе "Серп и молот", ленинградском "Промете", как вдруг, будто снег на голову, вышел приказ - эвакуироваться в далекий Ирбит.
Туда вывезли оборудования ММЗ, моторный цех ЗИСа, станки с КИМа и АТЭ-1, отправили специалистов из Харькова, Таганрога и Ленинграда. Эвакуированное предприятие разместили в неосвещенных и холодны цехах небольшого пивоваренного завода, причем часть станков пришлось установить под открытым небом, корпуса над ними возвели позже. Всей технической и технологической стороной дела ведал главный конструктор Н. П. Сердюков.
Здесь на готовые М-72 устанавливали 7,62-мм пулемет ДП, на багажнике крепили ящик для четырех пулеметных дисков, а в коляске - другой, для семи противотанковых гранат, и брезентовую сумку для вещей экипажа.
26 февраля 1942 года из Ирбита на фронт ушла первая партия М-72. "Мы повезли в теплушках 50 полностью снаряженных и заправленных мотоциклов, - рассказывал мне Б. В. Зефиров. - Прибыли далеко за Можайск. Разгружаемся. Вдруг полетела "рама", вражеский авиа разведчик. Бойцы заволновались: "Быстрее! Через пять минут будут бомбить!" мы завели мотоциклы и вместе с бойцами отъехали в лес, метров за 500. Бомбежка началась внезапно, немецкие самолеты разбили платформы с танками и пути, а нас спасли наши мотоциклы…"
После победного 1945 года ирбитцы продолжали выпускать М-72, потом его улучшенный вариант М-72М, причем делали до 1961 года!
В истории отечественного машиностроения М-72 стал примером исключительного долголетия, обусловленного сочетанием прогрессивной конструкции и совершенной технологии.
В Национальной Германской армии использовались с 1945 года, сразу после формирования частей, под влиянием Советского Союза, в пограничных войсках, ОМОН, разведка, курьерские войска и в связи. Мотоцикл был с 2-х цилиндровым четырех тактным оппозитным мотором. Вы только послушайте как он работает:
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=a_qEMCwx ... r_embedded[/youtube]
Далее у немцев появилась потребность в легких одиночных мотоциклах, т.к. по какой-то причине их не устраивал мотоцикл своих предков, и первым из них стал двухтактный, одноцилиндровый объемом 250 куб.см MZ ES250, сошедший с конвейера в 1959-м году.
Это была чисто гдровская разработка. Мотоцикл имел длинноходные маятниковые подвески спереди и с зади, имел вес 162 кг, и имел запас хода на 300 км. Мотоцикл был чрезвычайно мягким и прекрасно поддавался управлению на пересеченной местности. Далее в 61-м году вышла модернизированная модель ES250-1, у которой уменьшился вес на 9кг, и был доработан старый двигатель, а в частности увеличена его мощность.
Добавлено спустя 31 минуту 6 секунд: Так же были модели с боковыми прицепами(извиняйте в "цветах" армии не нашел на просторах): Добавлено спустя 24 минуты 26 секунд:
Следущей моделью был MZ ES250-2. За основу был взят все тот же ES250, но немного изменен дизайн, совершенно другой двигатель, объемом 150 куб.см, при том был немного мощнее, а так же увеличен клиренс и объем бака, от заправки до заправки можно было преодолеть около 320 км с крейсерской скоростью 70 км/ч. В простанародии этот мотоцикл обзывали "телевизор", за его переднюю фару, напоминающую телевизоры тех лет.
Первый мотоцикл увидел свет в 1968 году, варианты с боковым прицепом имели двигатели 250 и 300куб.см:
Добавлено спустя 1 минуту 8 секунд:
Продолжение следует.