GluxDan:еще вот интересно попадается в книжках Б116-03 - автомобили группы "ГАЗ" с ДВС 4215, 4026. Эдо что ж за чудодвигатели такие, или я просто неуч и деревня? и еще, а что такое вариатор?
ЗМЗ- 4025 и 4026 - варианты для Газели, с разной степенью сжатия.
Отличаются от 402и 421 шкивами, ремнями, вентиляторами...
4215 - это УМЗ (Ульяновский моторный завод группы ГАЗ), 2,9-литровый для ГАЗели тож. Конструктивно восходит еще к ГАЗ-21, но по своему продвинут.
И это далеко не все моторы "семейства". См.:
УМЗ-
http://www.gazgroup.ru/buyers/pgs/gasoline-engine/
ЗМЗ -
http://www.zmz.ru/production/engine
Кстати, на поздних ЕрАЗах ставили двигатель УМЗ-4178 !
Вариатор - хитрое дополнительное сопротивление, состоящее из двух проволочных резисторов. Через него питается катушка зажигания.
Так, при работающем моторе на бобину подается всего порядка 8 вольт.
На них она и рассчитана на самом деле.
А при пуске, когда всё бортовое напряжение неизбежно просаживается,
резистор закорачивается и на бобине имеем... те же 8 вольт, не меньше!
Но вариатор одновременно и лишний элемент, снижающий надежность.
Поэтому от него отказались и придумали новый, более умный коммутатор.