Большой пробег... При этих словах большинству из нас, автомобилистов, представляется ржавая "копейка" или "убитая" "Волга"-такси...
И все же я рискнул - осенью 1995 года приобрел РАФ-2203. Год выпуска 1987, пробег, по словам "второго" владельца, около 850 тыс. км. Состояние в целом хорошее, однако кузов был перекрашен и на нем проглядывали "знаки отличия" таксомоторного парка.
Минуло 5 лет. Одометр насчитал еще 320 тыс. км. Ежедневная эксплуатация в Москве и области с постоянной перевозкой грузов стала хорошим испытанием для машины. Позволю поделиться накопленным опытом. Ведь еще тысячи РАФов колесят по стране, а десятки тысяч автолюбителей размышляют, нужен ли им большой семейный автомобиль.
ДВИГАТЕЛЬ.
Конечно, "четыреста второй" - не шедевр, но не так плох, как о нем некоторые думают. На протяжении двухсот тысяч километров потихоньку "ел" масло. Раз в 80 тыс. км требовал замены поршневых колец, вкладышей, сальников - все традиционно. Один раз я заменил поршни и водяной насос. До пробега 227 тыс. км терпел. Но когда давление масла упало почти до нуля, срезались зубья шестерни привода распределительного вала, а расход масла вырос до 0,8-1 л на 1000 км, решил двигатель разобрать.
Коленчатый вал прошлифовал и тщательно отбалансировал в сборе с маховиком и сцеплением. С новой головки блока удалил 0,4 мм металла, немного увеличив степень сжатия. Очистил от облоя и заусенцев впускные каналы и слегка подполировал "впуск". Установил карбюратор "Солекс", воздушный фильтр от ВАЗ 2108, бесконтактную систему зажигания с датчиком Холла, новый генератор. Система смазки получила новый фильтр - быстросъемный, как на "Жигулях". В системе охлаждения заменил штатный радиатор и крыльчатку вентилятора на радиатор от ГАЗ 3110 и электровентилятор от ВАЗ 2103. Клапан термостата отрегулировал на начало открытия при 82°С. Удалил "родную" систему выпуска отработавших газов, оставив от нее только приемную трубу. Теперь здесь прописался глушитель от ВАЗ 2108.
ТРАНСМИССИЯ
не доставляла особых хлопот в течение эксплуатации. Заменил удлинитель КП в сборе со вторичным валом, карданный вал и на 203 тысячах "моих" километров - задний мост в сборе. Старый неплохо справлялся со своими обязанностями, но в нем дважды меняли подшипники и шум редуктора к моменту замены стал невыносим. Диски сцепления у меня служат по 100 тыс. км.
ПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКА.
Ничего нового в ней не появилось, кроме газовых амортизаторов фирмы "Плаза" из Санкт-Петербурга да пары новых пружин. Требует переборки в среднем раз за 80 тыс. км. И "шприцуйте, шприцуйте"... Пока детали совсем новые, применял для этого ТАД-17. Проехав 5-7 тыс. км, перешел на ТАП-15. Как часто шприцевать? В сухую погоду - раз в месяц, в сырую - раз в неделю. Подшипники ступиц передних колес при правильной эксплуатации служат до 180 тыс. км.
ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА.
Древняя конструкция проста и надежна. Один раз заменил рессоры: почти перетерся коренной лист в месте контакта с противоскрипной шайбой. Резиновые втулки работают по 40-50 тыс. км. Амортизаторов Скопинского завода (СААЗ) хватает на 90-100 тыс. км.
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
несовершенна. Гидровакуумные усилители, расположенные за левым передним колесом и омываемые потоками воды и грязи, трудятся в тяжелых условиях и требуют постоянного внимания. Любые изменения в конструкции идут вразрез с требованиями ПДД, поэтому владельцам РАФов остается только посочувствовать. Одно радует: тормозных колодок хватает на 80 тыс. км.
КУЗОВ.
В РАФе это нечто "живое", скрипучее, но любимое. Вместить он может все или почти все. Диван, два кресла, столик, телевизор, пылесос, несколько книжных полок, большой газовый баллон и плитку. Останется место и для четырех пассажиров. Вот оно - главное достоинство микроавтобуса. За пять лет ни разу не воспользовался услугами грузовиков, хотя построил дачу и пережил две смены квартиры. Конечно, старый кузов иногда требует сварочных работ, покраски и немного "Мовиля". Лишь раз он меня подвел - 8 Марта этого года. Когда очаровательная леди покидала салон, отвалилась пассажирская дверь... Старая ось дверной петли перетерлась и лопнула, вторая петля с повышенной нагрузкой не справилась. Происшествие пережили со смехом.
Несколько слов о тепле. Сконструировал и изготовил отопитель салона - штатный со своими обязанностями не справлялся. Изменил схему подключения отопителя, установил дополнительный электронасос охлаждающей жидкости, а также перегородку, отделяющую моторный отсек от радиатора и потока встречного воздуха. Теперь при -20°С в салоне +20...23°С, стекла сухие и чистые.
Со времени "капиталки" РАФ пробежал 93 тыс. км (общий пробег подходит к 1 млн. 200 тыс.). Расход топлива в Москве - 12 л/100 км, за городом - в пределах "десятки". Предпочитаю бензин АИ-95. Для моего мотора (с повышенной степенью сжатия) - в самый раз.
О покупке не жалею. Считаю, что автомобиля должно быть много, неважно, РАФ это или "Соболь". РАФ мне нравится больше - за меньший расход топлива и лучшую маневренность. Теперь, после реставрации, машина стала теплой и по-домашнему уютной. И, несмотря на почтенный возраст, трудиться ей еще долгие годы.
Автор: ZR.RU
Больше всего советуют те, кому советовать несоветую!
для рафа 10лет уже возраст, не в пример эмкам,победам.
ведь он выпускался для госпредприятий, где план-график на списание, а в личную собственность иметь не разрешалось.
Ну да, после - см. вышеописанный список работ, чтобы оно ездило. Там машина на 3/4 уже самодельная. А 10 лет по 50 тысяч в коммерческой эксплуатации - уже полляма, а это для любой машины не хрен собачий!
Я стоял перед выбором -какой купить автомобиль для семьи.РАФ оказался идеальным!
дешевый
Экономичный(у меня он на метане)-обходится дешевле,чем легковушка на
бензине.опять-же дешевое обслуживание,ремонт,запчасти.
просторный салон-и своя семья помещается и друзья
грузоподъемность-легковушкам ине снилась.довольно приличная скорость100-бежит.
вполне надежен.
кроме того есть огромное поле деятельности по усовершенствованию и модернизации.ходовой ,двигателя.Кузов и салон можно сделать на любой вкус.Короче машина для настоящих мужиков!
Добавлено спустя 16 минут 42 секунды:
Да дйествительно плавности хода РАФа могут иномарки позавидовать.Очень удачная ходовая в этом смысле.Я вот работаю на маршрутке на мерсе-по сравнению с рафом даже мерс гораздо грубее!
рафаэль:Пишу вам с Узбекистана. Машина просто супер. Я прокатал на ней 3 круга, движок не открывал, передняя подвеска от мазды 6, коробка от ГАЗ-53, поставил низкопрофильные диски смотрится офигенно. Разгонялся до 150 км/ч.... катаюсь не горюю ....
На Мазде6 спереди Макферсон. 8) Как он установлен в РАФ фантазии представить мне не хватает Может не все так буквально?
Добавлено спустя 13 минут 44 секунды:
[quote="kir velikii"][quote="рафаэль"]Пишу вам с Узбекистана. Машина просто супер. Я прокатал на ней 3 круга ВОКРУГ ЧЕГО?СВЕТА?КИШЛАКА? Я прошу прощения...
Евгений змз: Для рафоводов литера Латвийская означает знак безоговорочного качества исполнения.
Понимаю восторг от обладания РАФом, а так же позицию фаната марки и желание польстить собеседнику, но всё же.
Из всех отечественных марок качество исполнения РАФа одно из самых мрачных. Я говорю о деталях, которые делались именно на заводе в Латвии, а не присылались со всего Союза.
Кузов сварен плохо, криво и непрочно. Поверхность вся мятая, зазоры криволинейные, выштамповки не совпадают, защита от корозии никакая.
Каркас кресел слабый, ломаются и сидухи, и спинки. Края штампованных деталей острые, облой никто не убирал, сваривали и собирали как придётся.
На передних и салонной дверях использованы ручки от Москвича 408, на заднюю дверь вероятно ручку делали на заводе, поскольку она чисто РАФовская. На москвичёвских ручках хром стоит, а на РАФовских нет.
Пластик салона хрупкий и даже опасный. Я говорю об обивках задних углов, кожухе торсионов задней двери, кожухе запаски и особенно торпеде. Но дело не только в самом пластике, сами детали вырезаны из заготовок как попало. В деталях есть выштамповки под сверление для саморезов, но просверлены они мимо, куда придётся.
И вся машина сделана так. То есть она красивая, дизайн уникальный, обогнавший время, она большая внутри при сравнительно малых размерах снаружи, но сделана жутко.
Это не в обиду производителям, они были поставлены в такие условия. Нужно было делать много, быстро и дёшево, поэтому качество отходило на второй план.
Что то таковой темы здесь я не углядел, а думаю тема стоящая! Вот сегодня у меня возникло несколько вопросов именно по колодкам:
1) Какие колодки надо брать, чтобы у них накладки не отпадывали от железа? Сегодня на РАФе и на Волге на передних...
Последнее сообщение
Сорвало накладки задние через год.Фирма нипон.
Отправлено спустя 48 минут 20 секунд:
IMG_20150608_073844.jpg
извените что пришлось открывать новую тему но хотелось бы узнать кто и как зимует на рафе,....проехался весной ,везде дует,ноги мёрзнут,кто как утепляет,да и слухи что зимой раф не едет.сложилось мнение что машина для лета. :shock: кто как с этим...
Последнее сообщение
В принципе вопрос с зимней эксплуатацией РАФа вполне решаем. Волги 3110 и 3102 ходили и в феврале 2021го.
В 1980е-90е нулевые ездили же.
В принципе вот такой вопрос - а ремни безопасности на РАФе должны стоять?
На одной машине видел дырки под крепления, это и смутило.
Последнее сообщение
да точно так же! сверху в каркасе дыру и нарезать резьбу под болт ременной, а снизу к полу, через шайбы или можно пластину широкую под пол положить. для надежности типа.
Хочу задать вопрос: у кого на машине имеются на стенках штатные крючки для одежды (по каталогу их 3 шт. на машину) - выложите фото, у кого где они висят и какими штатными саморезами они крепятся и в какие стойки/стенки кузова? (покажите крупным...
Последнее сообщение
8202 - это номер подгруппы деталей, поэтому и номера похожи. Идею слизали с РАФа явно :), но до конца так и поняли задумку заводчан из Латвии.
У родного РАФ не только конструкция удачная - максимально возможная прочность (сопромат РАФовского...